Гитара. Выбираем педаль эффектов

 

Многие гитаристы задаются вопросами о педалях гитарных эффектов – что они дают, для чего нужны и какие именно педали самые важные и полезные.

Давайте рассмотрим эту теоретически почти необъятную тему слегка поподробнее.

 

 

 

 

 

Гейновые эффекты

Эти гитарные эффекты обрабатывают уровень громкости звучания. К ним относят эффекты перегруза (дисторшн, овердрайв, фузз), компрессор, педали громкости и гейт.

 

Дисторшн

Педаль distortion, одна из самых распространенных примочек среди играющих рок гитаристов, делает звук резким и ярким, обрезая по амплитуде и обогащая дополнительными гармониками (как и остальные эффекты перегруза). Этот эффект применяется практически во всех тяжелых стилях, как для партий ритм-гитары, так и для пронзительных высоких соло.

Некоторые производители дисторшн-педалей дают своей продукции наименования, включающие названия стилей вроде Metal или Grunge. Однако при выборе конкретной примочки для себя больше стоит полагаться не на маркетинговые удочки отделов сбыта компаний-разработчиков, а на собственные уши – тем более, что границы стилей в современной музыке зачастую бывают довольно размытыми.

 

Овердрайв

Из всех эффектов перегруза овердрайв (overdrive) является самым приближенным к чистому звуку. Сигнал искажается только четными гармониками, что делает его мягким и теплым, без присущей дисторшну и фуззу резкости. Через эту примочку часто играют блюзмены и приверженцы старого олдскульного рока, неплохо подходит она и для исполнения ритм-партий в харде. Лучшие образцы современных педалей овердрайва эмулируют теплое звучание старых ламповых примочек – иные из них и в действительности изготовлены с применением ламп.

Овердрайв-педаль можно применять и как усилитель чистого звука – ручка Drive выкручивается на минимум, а Output, напротив, устанавливается на высокое значение.

 

Фузз

Педали фузз (fuzz), старожилы цеха гитарных примочек, дают ревущее и непричесанное искажение родом из шестидесятых. Наиболее натуральный эффект получается с помощью ламповых примочек. Фузз можно эмулировать также посредством педали дисторшн, выкрутив в ней усиление на максимум и сделав общий тон по возможности ярче.

Следующие эффекты относят к динамическим гейновым – они обрабатывают считанный сигнал по уровню его громкости.

 

Компрессор

Суть эффекта компрессора (compressor) состоит в сглаживании разницы между громкими и тихими звуками. Компоненты сигнала, громкость которых выходит за установленный уровень, ослабляются, после чего происходит усиление. В итоге тихие ноты на выходе компрессора звучат громче, а громкие остаются приблизительно на том же уровне. Полезный побочный эффект такой обработки – увеличение длительности звука, то есть сустейна, и зачастую компрессорами пользуются в первую очередь для этого.

Главные характеристики компрессоров:

  • Порог (threshold). Уровень громкости, при котором эффект компрессора начинает работать.
  • Степень компрессии (ratio). Иными словами, это степень ослабления самых громких нот. Чем выше этот показатель, тем ровнее по громкости получится сигнал на выходе.
  • Время атаки (attack time). Начальный временной отрезок ноты, пропускаемый компрессором без обработки – иногда полезно сделать его побольше.
  • Время затухания (decay time). Время работы компрессора после снижения сигнала ниже пороговой отметки.
  • Выходной уровень (output). Громкость звучания на выходе педали.

В разных модификациях примочек компрессоров какие-то настройки могут именоваться иначе, а то и вовсе отсутствовать – не стоит этому удивляться. В частности, пороговый уровень может обозначаться чувствительностью (sensivity), степень компрессии – сустейном (sustain), возможны и иные обозначения. В то же время педаль могут оборудовать и дополнительными регуляторами – например, настройкой тона, что логично: компрессор может ослабить высокочастотную составляющую сигнала.

Как правило, педалью компрессора пользуются для увеличения сустейна, а также более яркого звучания гитары в чистом канале – с помощью компрессора можно подчеркнуть атаку каждой из нот аккорда или сольной партии.

Однако не стоит забывать, что установка чрезмерно высокой степени компрессии может исказить баланс сигнала, из-за чего индивидуальные ноты будут звучать заметно громче аккордов. Поэтому компрессором нужно пользоваться с оглядкой и в меру – как, впрочем, и любым иным гитарным эффектом.

 

Гейт

Так же, как и компрессор, гейт (gate) работает по уровню сигнала. Но он не ослабляет слишком громкий звук, а подавляет чересчур тихий, не достигающий установленного порогового уровня.

Эффективнее всего включать гейт в цепочку после дисторшн и эквалайзера – это отсечет ненужные шумы как от самих эффектов при молчании инструмента, так и от звукоснимателей при посторонних наводках. За эту возможность гейты порой называют noise gate – гейтами шумов. Применение этой педали в комбинации с дилэем и ревербератором может дать звуку инструмента искусственную, “захлопывающуюся” окраску.

Гейт очень полезен в качестве защиты от лишних шумов, но стоит помнить, что через него могут не пройти также и чересчур тихие ноты вашей инструментальной партии. По этой причине пороговый уровень гейта нужно устанавливать достаточно низким, а при исполнении особо вкрадчивых и деликатных музыкальных фраз и вовсе отключать эту педаль.

 

Педаль уровня громкости

Если строго подходить к формулировкам, volume pedal, вообще говоря, не является эффектом. Но поскольку это устройство дает гитаристу возможность изменять выходной сигнал во время игры, пусть даже всего лишь увеличением/уменьшением уровня громкости соответственно отклонению педали вперед/назад, есть смысл рассмотреть и его.

Самое простое применение педали громкости во время игры – выключение инструмента на время отсутствия партий в произведении, и его включение в нужные моменты. Однако возможно применить ее и иначе, куда более эффектно, “качая” уровень громкости (можно в сочетании с другой дополнительной обработкой звука). Например, плавное включение громкости после звукоизвлечения, скрывающее атаку, даст звук, весьма напоминающий скрипку – этим приемом пользуется Кирк Хэмметт в середине инструментальной композиции группы Metallica “To live is to die”. А комбинация качков громкости с эффектом дилэя позволит получить на выходе густой, сочный звук, “обволакивающий” зрителя.

 

 

Тоновые эффекты

К тоновым эффектам относят устройства, регулирующие тон звукового сигнала. Если разобраться, регулировка тона означает изменение уровня громкости некоторого частотного диапазона сигнала – слух человека в этом случае не отметит перемен в общем уровне громкости, а вот отличия в тембровой окраске услышит. Таким приспособлением может быть эквалайзер, графический или параметрический, либо динамический фильтр наподобие педали вау-вау (так называемой “квакушки”).

 

Эквалайзер

Посредством эквалайзера (equalizer, EQ) можно регулировать тоновые оттенки звука инструмента, усиливая или ослабляя некоторые частоты. Этот эффект позволит сделать более полнозвучными басы, подчеркнуть высокие или “утопить” середину, как порой делают гитаристы, играющие heavy-metal. Ручки регулировки тона на корпусе гитары или усилителя также являются эквалайзерами в одном из наиболее простых вариантов. Но специализированные приборы позволяют настроить тон куда более точно.

Эквалайзеры для гитар, выполненные как эффекты, делят весь сигнал на отдельные частотные диапазоны, называемые полосами. Стандартного числа полос в устройстве нет, обычно их от 3 до 10. Для профессиональной работы со звуком в студиях требуются эквалайзеры, обеспечивающие более тонкую настройку, число полос в которых более 30. Но для выступающего на сцене гитариста нет совершенно никакой необходимости в настолько сложном приборе, вполне хватит обыкновенной педали.

Многополосные эквалайзеры делятся на два основных вида: графические и параметрические. Большая часть музыкантов предпочитает применять графические эквалайзеры ввиду их наглядности и простоты.

В отличие от параметрических эквалайзеров, в которых рабочая частота полосы и ее ширина являются настраиваемыми параметрами, в графических эти показатели фиксированные. На их панели находятся несколько движков, отвечающих каждый за свою, строго определенную частотную полосу. Процесс настройки выстраивает движки в виде некоего графика, отчего эквалайзеры такого типа и получили свое название. Смещение вверх или вниз усиливает или ослабляет сигнал в частотной полосе, которой управляет данный регулятор.

Выделение высоких частот добавляет в звук инструмента яркости, а низких – мощи, которая так нужна гитаристам тяжелых стилей. Добавление середины придаст звуку нежный певучий оттенок, прекрасно подходящий для сольных партий в блюзе. Провал же в средних частотах даст глуховато-резкое звучание, весьма любимое хэви-металлистами.

 

Фильтры

С технической точки зрения эквалайзеры также можно причислить к фильтрам, так как они имеют возможность блокировать конкретные частоты, пропуская прочие. Однако на практике чаще фильтрами именуют специализированные тоновые эффекты – педаль вау-вау и авто-вау-эффект.

 

Вау-вау

Wah-wah pedal, она же “квакушка”, давным-давно стала для гитаристов классикой. Первыми известными гитаристами, начавшими применять ее достаточно постоянно, стали в шестидесятые годы Джордж Харрисон, Эрик Клэптон и Джимми Хендрикс. Через десяток лет эта примочка, начав своё шествие в массы с блюза, укрепилась в обиходе исполнителей большинства жанров, использующих электрогитару.

Собственно говоря, вау-вау является параметрическим эквалайзером с изменяющейся частотой. Нажатие педали вызывает усиление одних частот и глушение других, формируя колеблющийся звуковой эффект, подобный волчьему вою.

Ритм желательного нажатия на педаль для достижения характерного звучания зависит от ритма исполняемой мелодии. Если, скажем, гитарист играет восьмыми нотами, то ногой ему нужно качать шестнадцатыми. Чтобы подчеркнуть какие-то ноты, нужно более резкое движение. Разумеется, с темпом и ритмом нажатия можно играться, в том числе задерживая в центральном положении, чтобы поймать своё, особенное звучание.

Педали вау-вау производятся в огромном количестве модификаций, так что любой гитарист сможет подобрать эффект, подходящий именно для него. Существуют даже образцы с настраиваемыми параметрами “квакания” – диапазоном частот и шириной рабочей полосы, а еще совмещенные с иными эффектами – фуззом, овердрайвом, педалью громкости и прочими.

 

Авто-вау

Не для всех wah-wah нужна педаль – есть и эффекты auto-wah, меняющие частотный спектр в автоматическом режиме.

Часть из них срабатывает по времени – эффект начинает работать по прошествии установленного временного отрезка. Его включение никак не зависит от того, что музыкант играет.

Другие настроены на срабатывание по динамике. Фильтр включается, когда музыкант играет громче некоторого граничного уровня. Этот уровень, то есть чувствительность эффекта, можно настроить самому.

 

Модулирующие эффекты

Преобразователи этого типа являются самыми яркими и выразительными – именно они превращают обычный гитарный звук в нечто совершенно иное. К ним относят такие эффекты, как хорус, флэнджер, фэйзер, дилэй, тремоло и другие.

Каждый из этих эффектов имеет свои свойства и характеристики, но принцип действия у них сходный – модуляция звучания инструмента во времени. Есть и общие параметры, имеющиеся у большинства представителей этой группы:

  • Глубина (depth). Задает интенсивность преобразования. Чем выше значение этого параметра, тем сильнее действие эффекта, его влияние на получающийся звук.
  • Частота (rate), время (time). Эти взаимно обратные, как известно из школьного курса физики, величины определяют быстроту модуляции. При малом значении частоты (большом времени) эффект будет восприниматься почти как статический, при высокой частоте и малом времени модуляция будет очень быстрой, в пределе стремящейся к вибрато.
  • Форма (shape). Устанавливает форму волны, генерируемой эффектом для воздействия на звуковой сигнал. Более гладкие волны синусоидального вида и звучание вызовут сглаженное, а треугольной формы – резковатое, скачущее.

Модуляционные эффекты можно применять и в комплексе, соединяя их в цепи (для удобства можно разместить на приборном щите), но результат для каждой педали при ее отдельном применении будет всё же поинтереснее – при совместном включении эффекты могу “смазывать” друг друга. Впрочем, эта область представляет собой практически неограниченное поле для экспериментов.

 

Хорус

Хорус (chorus) помогает сделать из звучания одного инструмента звук, подобный звучанию сразу нескольких, целого хора (от чего и произошло его название). Эффект производит микрозадержку сигнала – как правило, в пределах 10-30 мс, после чего смешивает его с исходным. Получается звук как бы двух гитар, играющих в унисон. По тому же принципу достигается звучание и большего числа инструментов. Некоторые хорусы дополнительно немного смещают и высоту звука – это делает полученный эффект более живым, ярким и объемным.

Хорус является одним из самых распространенных в применении эффектов в музыке разных стилей и направлений.

 

Флэнджер

Этот эффект был изобретен в 1958 году в ходе звукорежиссерских экспериментов с двумя синхронно звучащими магнитными лентами с одинаковыми записями. При небольшой рассинхронизации записей звук стал объемнее, при этом его сопровождало “вздыхающее” мрачноватое звучание, вызывающее ассоциации с взлетающим самолетом. На этом принципе и был основан эффект флэнджера (flanger) – “вдогонку” основному сигналу создается дополнительный с задержкой в 5-15 мс, при этом время задержки меняется по сигналу НЧ-генератора и имеет место обратная связь. В результате получается немножко сходное с хорусом, но при этом очень психоделически окрашенное звучание, крайне популярное среди музыкантов ещё с шестидесятых годов прошлого века.

Установив малые значения глубины и частоты эффекта при средней задержке, с помощью флэнджера можно имитировать хорус.

 

Фэйзер

Фэйзер (phaser), он же сдвиг фазы (phase shifter), основан на обработке исходного звучания эквалайзером с периодически изменяемыми осциллятором параметрами, и смешиванием полученного сигнала с базовым. В ходе динамической смены параметров фильтрации происходит взаимное подавление некоторых частот.

Акустический результат работы фэйзера напоминает флэнджер, но может звучать куда более ярко и позитивно. Этот эффект с немалым успехом применяется в ритм&блюзе и фанке, а при определенных настройках способен выйти на замену флэнджеру и хорусу в том числе и в рок-произведениях.

 

Тремоло

Данный эффект, как понятно из его названия, дает тремоло – равномерное быстрое (с частотой в несколько герц) затухание и появление звука, которое можно также описать в виде изменения его громкости до нуля и обратно. Зачастую такого звука можно легко добиться, просто сыграв тремоло вручную безо всяких модуляторов. Но если по структуре композиции тремоло требуется в большом количестве, длительное или же на скорости, которую музыкант пока не освоил технически – проще воспользоваться специальной педалью.

Два главных параметра тремоло – глубина и частота, задающие интенсивность и скорость звуковых колебаний.

 

Ревербератор

Главной функцией эффекта ревербератора является добавление эха в звучание музыкального инструмента.

Для чего это нужно? Для имитации игры на инструменте в большом помещении. Дело в том, что при игре в помещении звуковые волны отражаются от его стен, эхосигналы накладываются друг на друга в самых различных сочетаниях, что создает особую акустическую обстановку, называемую явлением реверберации.

Реверберация способна создавать специфическое восприятие мозгом звукового произведения, придавая ему различные оттенки настроения и эмоциональную окраску. Если попробовать свести ее к каким-то общим, стандартизованным моментам, то можно сказать, что реверберация избыточная, длительной протяженности, дает не очень приятное гулкое звучание, а недостаточная или отсутствующая – довольно резковатый и отрывистый звук, напрочь лишенный мелодической полноты и сочности. Искусственно производимая реверберация в средних количествах дает наилучший эффект, создавая иллюзию приятного на слух резонанса от стен помещения.

По этой причине искусственная реверберация является непременным атрибутом современной звукозаписи, тонко выделяющим звучание каждого отдельного инструмента. Также с ее помощью эмулируется эффект отдаления источника звучания или же его приближения – это достигается путем постепенного изменения уровня реверберации.

 

Дилэй

Педали дилэя (delay), или задержки, имитируют четко слышимый повтор (повторы) изначального звукового сигнала, с тенденцией к затуханию. Реализация эффекта происходит путем добавления к начальному сигналу его копии через временную задержку (или копий через временные интервалы) – достаточно большую, чтобы акустически повтор был легко отделяем от исходного звука.

По принципу действия дилэй схож с ревербератором – вернее, является одной из его разновидностей, имеющей единственную линию задержки и временной промежуток не меньше 50-60 миллисекунд, который и позволяет повтору дифференцироваться от главного сигнала.

Применение дилэя позволяет добавить в композицию оттенки мрачности и трагизма – по этой причине данный эффект весьма любим гитаристами почти всех металлических и психоделических стилей. В качестве примеров его использования можно привести песни “Антихрист” (концовка) и “Отшельник” (вступление и концовка) группы “Ария”.

 

Лесли (вращающийся динамик)

Этот эффект, поименованный по названию компании-разработчика, первоначально предназначался для игры на электрооргане. Но вскорости был взят на вооружение и гитаристами. Суть его в том, что при вращении источника звука он расходится по помещению волнами – это дает сложную и многогранную звуковую картину, созданную множественным волновым отражением, большим количеством задержек и фазовых совпадений.

Лесли (Leslie) здорово звучит в натуральном громоздком воплощении, но непросто реализуем в виде компактного устройства. Самые первые хорусы и фэйзеры были созданы как раз в ходе попыток эмулировать звучание крутящегося динамика (rotating speaker). И не так уж и страшно, что эти попытки не достигли своей прямой цели – ведь благодаря им были разработаны другие гитарные эффекты, нашедшие свою собственную нишу и оказавшие огромное влияние на развитие музыки.

Приблизиться к более-менее похожему на настоящий Лесли звучанию удалось лишь современным цифровым устройствам. При выборе такого постарайтесь взять модель с возможностью изменения скорости и с разделением канала на НЧ- и ВЧ-составляющую – ведь сменная скорость и сочетание низкочастотной мощи с “дрожащими” верхами были одними из главных фишек оригинального вращающегося динамика.

Классика звука через Лесли – песня “The Beatles” “While My Guitar Gently Weeps” и соло доброго друга легендарной ливерпульской четверки великого гитариста Эрика Клэптона.

 

Питч-шифтер и октавер

Питч-шифтер, или сдвиг высоты, выполняет функции, понятные из его названия – меняет высоту изначального звучания. Преобразованный сигнал совмещается с изначальным, что дает некое гармоничное звучание – из двух, трех или более звуков, в зависимости от возможностей и настроек конкретного эффекта.

Главные параметры питч-шифтера:

  • Высота (pitch). Задает интервал смещения вторичного сигнала относительно базового. Некоторые питч-шифтеры имеют сразу 2 регулятора интервала, один из которых настраивает большие смещения в полутонах, другой же производит точную настройку микроинтервалов на сотые части полутона. Большими смещениями можно получить полифоническую гармонию, малыми – реализовать с помощью питч-шифтера эффект хоруса.
  • Баланс (mix). Устанавливает соотношение базового и смещенного звуков в полученном миксе.

 

К сожалению, сдвиг высоты имеет весомые ограничения для полноценного гармонического применения в композициях: он пока не может автоматически перестраивать малую терцию на большую и наоборот, что мешает применению полных минорных и мажорных трезвучий по всем аккордам гаммы. В результате применение минорных интервалов без опасности получить диссонансную ноту ограничивается четырьмя, а мажорных – и вовсе лишь тремя аккордами. Однако питч-шифтер можно с успехом использовать для построения квинтовых аккордов.

Частным случаем сдвига высоты является октавер – этот эффект добавляет ноту на октаву или две выше либо ниже базовой. Такое устройство отлично подходит для имитации звука двенадцатиструнной гитары и добавочного утяжеления партий соло в экстремальных стилях.

 

Вамми

Вамми (whammy) – этот гитарный эффект позволяет музыканту в реальном времени изменять высоту извлекаемых нот посредством педали экспрессии, контролируя силу нажатия на педаль. Самые известные примочки такого типа изготавливаются фирмой DigiTech, которая создала уже несколько поколений вамми. Работает эта педаль по принципу смещения частоты исходного звукового сигнала.

Классическая вамми имеет два органа управления – ручку установки пресета, и, собственно, саму педаль экспрессии, являющуюся основным рабочим элементом. С помощью выбора пресета, которых у первого поколения эффекта было 16, устанавливается диапазон изменения высоты сигнала – он может меняться как в пределах нескольких полутонов, так и в границах двух октав вверх или вниз.

Хорошо прочувствовав необходимую степень нажатия ногой на педаль вамми, можно научиться, например, исполнять бенды, вообще не используя реальную физическую подтяжку струны. Хорош этот эффект и в скоростных соло, позволяя выполнять крайне быстрые изменения высоты звука, которые сыграть одними руками достаточно непросто.

Педаль достаточно популярна среди гитаристов мировой известности – в качестве ее пользователей можно привести имена Дэвида Гилмора, Стива Вая, Джо Сатриани, Кирка Хэмметта.

 

 

Правильное расположение педалей в цепочке гитарных эффектов

 

Если педалей эффектов у гитариста много, и он непременно желает пользоваться ими постоянно и в то же время различными – есть смысл один раз соединить их в постоянную цепочку, и в дальнейшем пользоваться педалями без их перекоммутации. Как же правильно соединить гитарные эффекты – так, чтобы их полезное действие суммировалось, а не нивелировалось из-за каких-то взаимных накладок?

Как показывает опыт, накопленный сотнями и тысячами гитаристов за десятилетия существования гитарной музыки, в начало цепочки лучше всего поставить компрессор, оказывающий немалое влияние на динамику и сустейн инструмента. За ней педаль громкости – в этом месте она будет подобна регулятору громкости на самой гитаре, позволяя снижать уровень перегруза и скрывать атаку на отдельных нотах. Эту педаль можно, в принципе, поставить и в конце цепочки – в этом случае она будет регулировать итоговый уровень уже обработанного звука, подобно регулятору “Master” на усилке. Эквалайзер теоретически можно поместить вообще в любом месте цепочки, но лучше сделать это перед меняющими звук эффектами.

Различные примочки, изменяющие высоту сигнала – питч-шифтеры, октаверы, вамми, которым важен натуральный сигнал инструмента, крайне важно расположить до устройств перегруза. Этот же принцип касается и “квакушки”. Эффекты модуляции (хорус, флэнджер, фэйзер, тремоло) можно располагать по отношению к искажающим гейновым абсолютно по-разному – путем их взаимного комбинирования можно наруливать очень интересные и необычные звучания. Что же касается самих эффектов перегруза, то первым из них (если их несколько) лучше ставить несколько капризный к перегруженному звуку на входе фузз, в остальном – простор для экспериментов.

Ну и, наконец, ревербератор и дилэй – эти эффекты желательно ставить в конец цепочки, подавая на их вход уже полностью обработанный звук.

Важный момент – эти советы, хоть и проверены опытом поколений, всё же не являются единственно верным решением. Вполне возможно, что именно попытка найти что-то в принципе новое, пренебрегающее проверенным опытом, и принесет вам “то самое” звучание.

Гитарных эффектов, выполненных в форме педалей, существует огромное множество. В этом материале мы рассказали лишь о наиболее распространенных из них. Ищите, дерзайте, экспериментируйте – и вы сможете найти свой, особенный и самый лучший на свете звук! Ведь, как мы уже говорили – сфера гитарных эффектов представляет собой почти не ограниченное пространство для экспериментов и исследований.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта

Thanks: Studenthelp78